Анима в психике мужчины

30.06.2020

Нет мужчины, который был бы настолько мужественным,
чтобы не иметь в себе ничего женского.
К.Г. Юнг

Анима (от лат. anima – «душа») – образ женского начала в бессознательном мужчины. Карл Густав Юнг ввел это понятие для обозначения древнего Архетипа, через который транслируются проявления женственности, сформированные на протяжении множества поколений. 

Анима – это женская часть души каждого мужчины, которая позволяет ему проявлять эмоциональность и чувствительность, проницательность и тонкость, способность к восприятию иррационального – всех тех качеств, которые присущи женской природе. Иными словами, через взаимодействие с Анимой мужчина получает доступ в его чувственный мир.
Мария-Луиза фон Франц, единомышленница и ближайшая коллега К.Г. Юнга, сравнивала Аниму с Ариадной, ведь она помогает мужчине выбраться из лабиринта его собственных чувств. Без помощи Анимы мужчина воспринимает свою эмоциональность как нечто темное, загадочное, страшное. И, в большинстве случаев, он избегает своих чувств, вытесняя их. 

К.Г.Юнг пишет о том, что “вытеснение женственных черт и склонностей ведет, естественно, к скоплению этих притязаний в бессознательном”. А ведь понять и принять свою эмоциональность, не зная и не принимая свою Аниму, для мужчины становится невозможным. 

Мария-Луиза фон Франц акцентирует внимание на том, что индивидуальные проявления мужской Анимы чаще всего формируются под влиянием материнских черт. Оказавшись под негативным влиянием матери, Анима мужчины может проявляться в депрессивных состояниях, неуверенности и страхе, ранимости и обидчивости. “В душе такого мужчины негативная фигура Анимы будет бесконечно повторять: “Я — ничто. У других все иначе, а вот у меня… Ничто мне не в радость”. Подобные, навеянные Анимой настроения вызывают страх перед болезнью, импотенцией или несчастным случаем. Жизнь предстает в унылом или тягостном свете. Мрачные эмоции могут даже подталкивать мужчину к самоубийству. В этом случае Анима становится демоном смерти”, – пишет Мария-Луиза фон Франц. 

Негативная Анима порой дает о себе знать и в обесценивании мужчиной всего вокруг – циничных и язвительных замечаниях, искажающих правду. В качестве одного из образов такой разрушительной Анимы Мария-Луиза фон Франц приводит персонаж легенд, героиня которых – прекраснейшее создание. “Однако она скрывает оружие либо тайную отраву, с помощью которых убивает возлюбленных во время первой брачной ночи. Под этой личиной анимы скрыты как холодные и безрассудные, так и, несомненно, жуткие аспекты самой природы. В Европе это по сей день проявляется в виде веры в ведьм.”
Даже позитивное восприятие матери вовсе не означает, что женская часть мужской души будет лишена деструктивных проявлений. Наоборот, мужчина может быть чрезмерно обидчив, сентиментален, легко попадать в зависимость и быть подверженным женскому влиянию. 

Очень часто Анима обнаруживается в форме эротических фантазий, вызванных внешними раздражителями, такими как стриптиз или соответствующие кинофильмы. “Это грубый, примитивный аспект Анимы, который становится навязчивым, если чувственная установка мужчины по отношению к жизни осталась инфантильной”, – объясняет Мария-Луиза фон Франц.
Образ внутренней женщины в мужской психике лежит в основе взаимодействия с противоположным полом.Мужчина неосознанно проецирует особенности своей Анимы на женщин в реальной жизни – в первую очередь, создавая любовные отношения. И когда мужчине удается почувствовать черты своей Анимы в личности женщины, то рядом с ней он в максимальной степени сможет ощущать свою мужественность. 

Именно женщина помогает мужчине принять свои чувства. Однако, в состоянии влюбленности влияние негативных аспектов Анимы проявляется даже с большей силой, нежели позитивные. И здесь, столкнувшись с проекцией темного образа своей внутренней женщины, мужчина может получить подтверждение своим подсознательным страхам и тревогам.
В то же время у Анимы есть и другие значимые позитивные стороны. Анима помогает мужчине обнаружить тайны, скрытые в его бессознательном, выступая в роли проводника. Создать гармонию внутренних ценностей и логического ума, повлиять на вкус жизни и ощущение самого себя. “Внутреннее радио человека как бы настраивается на определенную волну, исключающую все неуместное и позволяющую услышать голос Великого Человека. В восприятии этого “радио” Анима играет роль проводника к нашему внутреннему миру — Самости, посредника в отношениях с ним. Эту же роль играет Беатриче у Данте. Изида, являясь в сновидениях Апулею, знаменитому автору “Золотого осла”, чтобы подвинуть его к более духовной жизни”, – так описывает этот процесс Мария-Луиза фон Франц. 

Безусловно, для того, чтобы Анима стала истинным проводником во внутренний мир, мужчине необходимо осознанно относиться к своим ощущениям, настроениям, фантазиям. Вот что пишет об этом Мария-Луиза фон Франц: “Существует лишь одно тяжкое, но по сути простое решение — всерьез отнестись к своим фантазиям и чувствам. Оно позволяет предотвратить на этой стадии полный застой внутреннего процесса индивидуации, ибо только так человек может понять, что означает эта фигура в качестве внутренней реальности. Таким образом, Анима вновь становится тем, чем была изначально: женщиной внутри, которая передает жизненно важные сообщения Самости”. 

Задача мужчины – принимать целостность и внутреннюю полярность одновременно. Внимательно прислушиваться к посланиям Анимы, выстраивать с ней своеобразный диалог и признать ее как внутреннюю силу. Ведь, по словам Марии-Луизы фон Франц, “тайный замысел бессознательного, втягивающего человека в столь затруднительное положение, — вынудить мужчину к развитию, заставить его стать самим собой и взрослеть, все больше интегрируя свое бессознательное, вовлекая его в реальную жизнь”.