Детская психология& nbsp;Диагностика& nbsp;Межличностные отношения (д)

ОТНОШЕНИЕ К ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМ

Шкалы: отношения ребенка к воспитателю, семье, детскому сообществу

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Диагностика отношения ребенка к взрослым и сверстникам.

ТЕСТ

Процедура тестирования 

Используемый материал: листы бумаги различного цвета, краски. 

Методика предназначена для детей 4-7 лет. В ходе исследования проводится 3 эксперимента: 

I. Рисование на тему «Мой воспитатель»; 

II. Рисование на тему «Моя семья»; 

III. Рисование на тему «Ребенок – детское общество». Состоит из 3 ситуаций: 

• изображение себя; 
• изображение своего друга; 
• изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение. 

До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

«Мой воспитатель»: 

• проявление отношения к воспитателю: старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей; 
• восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя. Обращают внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то каким видам деятельности воспитателя дети отдают предпочтение; 
• мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают по возрастам мотивы отношения к воспитателю. 

«Моя семья»: 

• реальные и воображаемые члены семьи; 
• содержание рисунков: портреты; изображение совместной деятельности, взаимодействия ребенка с «самым любимым» человеком; изображение профессионально-трудовой деятельности взрослых; изображение бытового труда; изображение отдыха развлечений; 
• половые различия в отношении дошкольников к членам семьи (чьи образы чаще встречаются в рисунках девочек и мальчиков); 
• процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи; 
• возрастные различия в изображении членов семьи: разнообразие и богатство содержания рисунков, техника выполнения, использование выразительных функций цвета, линий, число элементов в образах; 
• словесные комментарии к рисунку. 

«Ребенок – детское общество»: 

• выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый -ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета; 
• старательность рисования; 
• отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с папой зарядкой – хочу быть сильным»); 
• выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам.