Психологическое насилие в школе (со стороны учителя)

13.11.2019

Не так давно ко мне обратилась молодая женщина, мама мальчика-школьника с вопросом: как быть, если учитель позволяет себе вольности в общении с ребенком? Выяснилось, что учитель повышает голос, переходя на ор, обзывает ребенка, публично высказывает свое недовольство интеллектуальными способностями ребенка, сравнивает его успехи с другими учениками, а так же имеют место быть насмешки. Более того, учитель позволяет себе обсуждать данного ребенка ни только с коллегами, но и с родителями учеников. Все это не лучшим образом сказывается как на самооценке ребенка, так и на его успеваемости. Попытки мамы поговорить с учителем ни к чему позитивному не привели. Педагог не считает свое поведение неэтичным, а наоборот, выдает его за эффективные методы воспитания детей, которых недовоспитали в семье.И на данный момент, ребенок отказывается ходить в школу.
В своею очередь, изучая вопросы педагогического долга и этики, феномена педагогической справедливости, хочу поговорить о крайней точке проявления неэтичности со стороны учителя такой, как психологическое насилие.

Психологическое (эмоциональное или моральное) насилие — это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству.

Давайте разберемся, что относится к психологическому насилию:
Психологическим насилием является:

• отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
• угрозы в адрес ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
• предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
• ложь и невыполнение взрослым обещаний;
• однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
• обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
• принижение его успехов, унижение его достоинства;
• длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
• совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
• причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

В психологии так же существует такое понятие как “синдром педагогического насилия”.
С. В. Кривцова приводит типичные способы реагирования педагогов на
выходки учеников, которые, можно отнести к насильственным:
– часто употребляет выражения типа – «Учитель здесь пока еще я»;
– оставляет последнее слово за собой;
– разговаривает с сарказмом;
– настаивает на своей правоте;
– ставит учеников в угол;
– формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»;
– втягивает в конфликт других людей, непричастных к нему;
– использует такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и
сцепленные руки; говорит сквозь зубы;
– сравнивает одного ученика с другим и т. д.
Среди насильственных форм организации образовательной ситуации
выделяют также:
– подавление педагогом инициативы учеников;
– наказание за неправильный ответ;
– некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их
манеры разговаривать и т. д.;
– прерывание речи учащихся;
– насильственное требование к учащимся давать ответы на поставленные
педагогом вопросы;
– привилегированное отношение к заискивающим учащимся;
– оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Таким образом, синдром педагогического насилия является одним из
факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье школьников.

К сожалению, все чаще в средствах массовой информации сталкиваемся с различными историям о психологическом (и не только) насилии над детьми в школе. И, что больше всего шокирует: насилие осуществляется и учителями так же. Например, вопиющий случай, который произошел в прошлом месяце: учитель одной из коррекционных школ был заподозрен в жестоком обращении с детьми-инвалидами. Respect родителям, которые проявили настойчивость и разобрались в ситуации, прибегнув к помощи детектива. Факт насилия со стороны учителя был подтвержден.

На самом деле, доказать факт нарушения со стороны учителя не так просто, т.к.:
во-первых, не каждый взрослый, в принципе, способен признать свою ошибку перед ребенком и признаться в этом (для этого необходимо быть, как минимум, духовно развитой и сильной личностью), а тем более принести свои извинения ребенку.

во-вторых, учитель-это авторитетное лицо, ключевая фигура образовательного учреждения, которая “всегда права” и “слово учителя не обсуждается”, кроме того, в нашем сознании учитель является образцом нравственности и духовной развитости, а ребенок, как правило, склонен выдумывать, наговаривать и преувеличивать в силу возраста.

Очень часто бывает и такое, что педагогам удается переубедить родителей и сделать ребенка виновным в сложившейся ситуации, возлагая на малыша ответственность.

Поэтому, к сожалению, многие детки так и остаются неуслышанными даже собственными родителями. В таком случае они остаются наедите со своей проблемой, замыкаясь в себе. Некорректное поведение педагога и грубое нарушение этических норм с его стороны, оставляет глубокий след в душе ребенка и чревато негативным последствиям для его психического и физического здоровья.

Как же распознать, что ребенок подвергается насилию в школе:
ребенок стал замкнутым;
не желает посещать школу;
ребенок стал часто болеть;
ребенок часто жалуется на различные боли: “голова болит”, “живот болит” и т.п.;
ребенок часто отпрашивается с уроков домой;
появляются прогулы;
у ребенка преобладает негативный эмоциональный фон или присутствуют резкие перепады в настроении;
проявляется излишняя агрессия;
пропадает аппетит;
ребенок не желает обсуждать “как идут дела в школе”.
Хочу отметить, что на самом деле “симптомов” может быть и больше, ведь каждый случай необходимо рассматривать индивидуально (!).

Уважаемые родители, не стоит забывать, что именно вы в большей степени несете ответственность за психологическое и физическое здоровье ваших детей и, если вы заметили, что “что-то неладное” происходит с вашим ребенок, не паникуйте, присмотритесь, прислушайтесь к своим чувствам (не игнорируйте негативные сигналы), корректно и максимально тактично побеседуйте с ребенком, оставляя за ним право “говорить тогда, когда он захочет”. Доверяйте своим детям и уважайте их, ведь именно вы для них надежная опора и поддержка, в которой они будут нуждаться всегда, даже тогда, когда дети совсем повзрослеют.

Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:

– Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
-Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
-Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
-Не преуменьшайте его боли, говоря, что “не случилось ничего страшного, все пройдет…”.
-Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
-Вы можете побеседовать об этом с психологом, который есть в школе или обратитесь к стороннему специалисту.
– Закон Вам в помощь: пункт 6 статьи 15 Закона “Об образовании” гласит:”Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается”.

Все же необходимо отметить, что к нашему общему счастью и благополучию, талантливых и достойных педагогов больше! Именно они ежедневно вносят неоценимый вклад в гармоничное развитие личности наши деток! Именно о них мы помним и рассказывает с теплотой своим детям, и остаемся им благодарными на протяжении всей своей жизни!

Ваш психолог, Анна Соколова.