Что такое куклотерапия?

25.04.2020


Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов. Также было открыто, что куклы помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральный паралич), с помощью кукол (в процессе репетиций) постепенно реабилитируются.

В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский “Театр Петрушки” под руководством Деммени совместно с Ленинградским институтом профессора Г.И. Турнера.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:
психодраме,
игротерапии,
сказкотерапии,
арт-терапии.
Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается “кукольный театр”. Особенно хорошо этот метод работает с детьми. “Спектакль” может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных кукол с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Пациент надевает на руку одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит нейтральные фразы типа “Добрый день” или “Который час?”.

Кроме “кукольного театра” в терапевтической работе может способствовать сам процесс изготовления куклы. Например, используется методика создания плоскостной куклы. Из плотного картона вырезается “кукла” олицетворяющая, к примеру, страх клиента. Затем она подвешивается на тонкую верёвочку или нитку и человек получает возможность управлять своим страхом.

Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль (с детьми или в сугубо взрослом составе) или сделать куклу своими руками.

ЧТО ЛЕЧИТ КУКЛОТЕРАПИЯ? 

Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Куклы лечат страхи, энурез и заикание, помогают в социальной реабилитации инвалидов, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с болезнью. В качестве побочного эффекта куклотерапия помогает справиться с бронхиальной астмой, диатезом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. 

ЗАЧЕМ ПСИХОТЕРАПЕВТУ КУКЛА? 

Кукла в руках пациента — ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. Особенно импонируют беседы с куклами детям. Для ребенка именно игрушки — наперсники, а с равными общаешься без напряжения. Да и взрослые не без удовольствия возвращаются к своей открытой детской сущности. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения.

О ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЕ 

– В тряпичной кукле причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. 
– Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. 
– Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым — далёким и все равно близким. 
– Потешная копилка народной памяти — в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.

Кукла-мотанка – оберег души 

Представьте далекую, забытую в истории, Украину, с глиняными, круглыми, словно бочонки, снежно-выбеленными хатами, покрытыми соломенной стрихой. Небольшой двор, где спят коты и мается пес, под хатою обязательно растет вишня и зеленеет трава. Молодица, посадив своего первенца на стожок сена, что стоит во дворе, идет пораться в хлев, где ждут ее: корова, свиньи, гуси, куры, а малыш остается один… Один да не оденешенек – уходя, мама подкладывает ребенку куколку, смотанную из ткани, безликую, но яркую, красивую, нарядную. Беря ее в пухлые младенческие ручонки, дитя начинает играть… И в игре этой зарождается главное – ребенок выстраивает для себя модель мира – того, в который он пришел, того, в котором ему предстоит жить, того, который подарит ему Мотанкавозможность открыть себя, увидеть и почувствовать других людей. И именно кукла-мотанка, мягкая, сделанная мамиными руками, станет его первым опытом, его первым символом жизни в которой он сможет почувствовать себя творцом и кукловодом, даже не подозревая, что эта чудная лялька и сама есть его воспитательницей и воспитанницей, мамой и дочерью – его первым другом. 

Лялька мотанка (кукла-мотанка) создается всегда одинаково, но у всех выходит разной. И дело не в тканях и цветах – дело в душе ее создателя, в той животворной энергии, которую вдыхает он в свое рожденное тряпичное дитя. Создавать ляльку нужно только в добром расположении духа – и это очень важно – ведь каждая мотанка будет хранить в себе и дарить своему хозяину то, что вложил в нее создавший ее человек. Именно поэтому, садились делать мотанок в благом духе, добром здравии и с куском времени в запасе, ведь начав делать куклу – нельзя отвлекаться, нельзя делать ее по-частям, нельзя оставлять недоделанной. Мотанка должна создаваться в один присест и «оживать» по окончании. 

Многие знают главную особенность куклы мотанки – ее делают без использования колющих и режущих предметов – нельзя касаться лялечки иглой и ножницами, дабы не разрезать и не проколоть тонкой, зарождающейся энергии куклы.