Детская психология& nbsp;Диагностика& nbsp;Межличностные отношения (д)

ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

Шкалы: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Изучение коммуникативных умений детей.

ТЕСТ

Процедура тестирования 

Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. 

Исследование проводится с детьми 4–7 лет. 

I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей. 

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети разного возраста. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам: 

• умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.; 
• как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; 
• как относятся к результату деятельности, своему и партнера; 
• осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается; 
• умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях). 

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. 

Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.