Тесты

МЕТОДИКА «ЗАКОНЧИ ИСТОРИЮ»

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция к тесту 

«Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». 

ТЕСТ

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… 

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему? 

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… 

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему? 

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил… 

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему? 

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Обработка предложена Р.Р.Калининой. 

• 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей. 
• 1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. 
• 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 
• 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. 

ИСТОЧНИКИ

Методика «Закончи историю» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.34-35.