DBT
Что такое диалектическая поведенческая терапия (DBT)?
Диалектическая поведенческая терапия (DBT) — это разновидность когнитивно-поведенческой терапии третьей волны, основанная М. Линехан.
Изначально данный подход разрабатывался для работы с людьми с пограничным расстройством личности (ПЛР), т.е. для тех, кто испытывает трудности с контролем своих эмоций, а также для людей с хроническим суицидальным поведением. Позднее ДБТ доказала свою эффективность в работе с группами людей с алкогольной зависимостью, импульсивным поведением, с тревожными расстройствами, жертвами домашнего насилия, посттравматическим стрессовым расстройством, расстройством пищевого поведения и даже шизофренией и биполярным расстройством. Обзоры литературы показали, что данные расстройства связаны с эмоциональной дисрегуляцией. Так же выявлено, что многие навыки дефицитарны у людей без расстройств личности. Таким образом, навыки ДБТ являются универсальными для широкого круга клиентов.
Целями ДБТ является научить людей жить с настоящим, вырабатывать здоровые стратегии совладания со стрессом, обучаться эффективным навыкам коммуникации, а также справляться с эмоциональной дисрегуляцией, путем приобретения навыков эмоциональной регуляции.
Эмоциональная дисрегуляция-это неспособность регулировать свои эмоции, активировать и затормаживать, а также изменять их.
Ниже приведены некоторые характеристики эмоциональной дисрегуляции:
– избыточность болезненных переживаний;
– неспособность регулировать эмоциональное возбуждение;
– проблемы с отвлечением от эмоциональных сигналов;
– когнитивные искажения и нарушения в обработке информации;
– недостаточный контроль импульсов, связанный с сильным положительным и отрицательным воздействием и пр.
Причинами эмоциональной дисрегуляции, как правило, является эмоциональная уязвимость и отсутствием адаптивных навыков управлением эмоциями.
ДБТ сочетает индивидуальную терапию, тренинг навыков, телефонный коучинг.
Программа ДБТ ориентирована на приобретение и развитие следующих навыков:
1. Осознанности (внимательности)
2. Эмоциональной регуляции
3. Межличностной эффективности
4. Стрессоустойчивости
Указанные навыки отражают диалектичность: с одной стороны, люди должны принять себя такими, какими они есть, с другой стороны- принимать необходимость изменений. Навыки осознанности и стрессоустойчивости относятся к принятию, а навыки эмоциональной регуляции и межличностной эффективности- к навыкам изменения поведения.
Осознанность (внимательность) — это самосознание и присутствие в настоящем моменте (“здесь и сейчас”). Когда вы осознанны и внимательны, вы включены в настоящий момент и можете видеть, что происходит вокруг вас, тем самым переставая беспокоиться о прошлом или будущем.
Стрессоустойчивость — это умение понимать свои эмоции в сложных или стрессовых ситуациях и управлять ими без использования вредных форм поведения.
Эмоциональная регуляция (ЭР) позволяет в большей степени осознавать свои эмоции, понимать их, лучше контролировать, переключать их и управлять ими.
Под эмоциональной регуляцией понимается:
1) «способность подавлять импульсы и неуместное поведение, связанное с сильными отрицательными и положительными эмоциями;
2) организовывать себя для скоординированная действий ради внешней цели (т.е. действовать таким образом, чтобы при необходимости это не зависело от настроения);
3) самостоятельно снижать любое физиологическое возбуждение, вызванное сильной эмоцией;
4) перенаправить внимание при наличии сильной эмоции.»
Межличностная эффективность в отношениях (МЭ) заключается в том, чтобы научиться просить о том, что вам нужно. Навыки МЭ включают в себя установление границ, проявляя при этом уважение к себе и другим; навык поиска и построения отношений, которые вам хотелось бы иметь; навык выхода из деструктивных отношений; навык принятия и изменений в межличностных отношениях.
Тренинг навыков ДБТ в настоящее время применяется:
– как самостоятельная терапия при некоторых психических расстройствах;
– как интервервенция для профилактики формирования психических расстройств у школьников;
– как набор навыков межличностной эффективности, осознанности и стрессоустойчивости для широкого круга клиентов.
В заключении хотелось бы отметить: несмотря на то, что ДБТ разрабатывалась как программа для работы с людьми с ПЛР и высоким суицидальным поведением, ДБТ не является программой по предотвращению самоубийств или программой по снижению выраженности симптомов или зависимости, а программой по улучшению качества жизни. Программа ДБТ направленна на то, чтобы помочь человеку построить достойную жизнь при его активном участии. Минц остроумно отметил, что с мертвым клиентом все виды терапии неэффективны, тем самым подчеркивая важность включенности клиента в терапевтический процесс.
© Соколова Анна, 2023