Блог& nbsp;КПТ

КПТ расстройств личности. Проблемы в терапии и возможные решения.

Несмотря на то, что для лечения некоторых видов расстройств разработаны отдельные направления в рамках когнитивно-поведенческого подхода, например, для работы с ПЛР доказали свою эффективность диалектико-поведенческая терапия, схема-терапия и др., КПТ в своей основе имеет ряд преимуществ:

  1. чёткая структура в основе метода;
  2. возможность проводить интервенцию и/или на когнитивном, и/или на поведенческом уровне;
  3. директивная позиция терапевта;
  4. опора на схемы;
  5. опора на инструменты, например, «Сократический диалог», которые позволяют в ходе беседы возвращать ответственность клиенту;
  6. наличие инструментов, направленных на работу с аффективно-регулятивной сферой личности.

Клиенты с расстройствами личности являются наиболее сложной группой пациентов в отношении терапевтических интервенций. Это связано с их характерологическими особенностями, а также спецификой функционирования на аффективном, поведенческом и когнитивном уровнях. Данные особенности проявляются в ригидности мышления и когнитивных схем, а также поведенческих реакций. Несмотря на то, что каждому личностному расстройству присущи определенные критерии, отличающих их друг от друга, основными являются: стабильность, тотальность и дизадаптивность. На мой взгляд наибольшую сложность составляет тот факт, что в «чистом» виде расстройства личности встречаются скорее всего в учебниках, в реальной же практике расстройства имею сочетанную форму. Например, ПЛР имеет высокую коморбидность ввиду широкого симптоматического спектра, а также общей этиологии с другими расстройствами личности.

Следующая проблема в работе с клиентами с РЛ, касается мотивационной части терапевтического процесса. Ввиду ригидности схем и выполнения ими определенных «адаптивных» и копинговых функций для человека с РЛ, а также сформированными устойчивыми привычными паттернами реагирования, клиент приобретает так называемую «выгоду» и «устойчивость» (так как это все же работает), отрицательно воспринимая и оказывая сопротивление новым стратегиямии  способам мышления и реагирования, несмотря на то, что они является более гибкими, адаптивными и здоровыми. 

В продолжение вышесказанного, это образует еще одну проблему при работе с клиентами с РЛ- терапевтический процесс требует от терапевта значительных затрат ресурсов, как временных, так и энергетических. Работа с клиентами с РЛ длительна по времени, а результатом чаще всего являются минимальные изменения личности (ввиду ригидности мышления и поведения).

 Контрпереносные реакции, еще один непростой момент для терапевта в работе с клиентами с РЛ, это связано с тем, что клиенты с РЛ часто вызывают яркие эмоции у терапевта, а иногда и достаточно сложные переживания.

Помимо вышеупомянутого, следует отметить, что одна из серьезных проблем, которая встречается при работе с клиентами с РЛ, особенно кластера В, это вопрос границ, который чаще всего требует повышедшего внимания и значительного времени для их формирования в рамках терапевтических отношений.

Социальный контекст, при работе с людьми с РЛ, также носит непростой характер. С точки зрения биопсихосоциального подхода, личность является «продуктом» социогенеза, таким образом социальное окружение напрямую (чаще не осознавая этого) поддерживает так называемую «болезнь» клиента, которая проявляется через его деструктивное поведение, более того, опять же чаще всего не осознавая, ближайшее окружение препятствует трансформации поведенческих реакций и новым, более здоровым, способам адаптации клиента с РЛ. 

Следующей важной проблемой, с которой сталкивается терапевт при работе с клиентами с РЛ, является личностная незрелость клиента, или так называемое «застревание» на этапе подросткового периода (отсутствие эволюционного перехода на последующий этап психического развития). Личностная незрелость проявляется в избегании сепарации от родителей или других фигур и, соответственно, слиянии; в отказе от решения задач, соответствующих возрасту клиента; в высоком уровне эгоцентризма; в стремлении переложить ответственность за свою жизнь, здоровье, поступки (либо их отсутствие) на других; а также в обвинении других людей, ситуаций (жизни/судьбы/Бога) в том, что с ними происходит (или не происходит). Как говорилось ранее, проблема личностной незрелости часто связана с социальным окружением клиента. Иногда для того, чтобы инициировать трансформацию поведения клиента с РЛ, требуется работа над поведением (и мышлением) ближайшего окружения клиента. На данном этапе терапевт часто сталкивается с отсутствием желания участия в терапии родственников клиента с РЛ или (при участии) с отсутствием возможности реализации новых форм реагирования (чаще всего в силу наличия страхов) на поведение клиента с РЛ, или отсутствием «выгоды» в изменении поведения клиента с РЛ, в силу сложившегося функционирования семейной системы.

Несколько расширив социальный контекст, и рассмотреть его в рамках культуры клиента, то можно обнаружить, что деструктивное поведение может поддерживаться схемами, принятыми в культурной среде, в которой развивается клиент. Например, схемой, связанной с идеей о том, что праздник и алкоголь-это неотъемлемые компоненты друг друга.

Также важно упомянуть о проблеме, которую практически невозможно решить самостоятельно терапевту, при работе с клиентами с РЛ в государственных медицинских учреждениях. Данная проблема связана с функционированием системы здравоохранения, в которой есть определенные и достаточно жесткие правила и положения, накладывающие ограничения на реализацию более гибких, возможно творческих, учитывающих индивидуальный контекст пациента, и отличающихся от протокольной формы, стратегий терапевтического вмешательства, которые, предположительно, смогли бы показать наибольшую эффективность в работаете с данным пациентом.

Обобщив вышеизложенную информацию, на мой взгляд, при работе с клиентами с РЛ важно:

  1. Тщательно провести диагностический этап, что позволит понимать, какое расстройство является основным, а что является коморбидным. На основании этого формировать цели терапии. Например, зависимого важно вести к автономии; клиента с ПЛР научать навыкам саморегуляции; клиента с НР обучать эмпатии; клиента с ОКР приводить к гибкости, а клиента с параноидным расстройством-к доверию.
  2. Мыслить «кластерно», в виду того, как ранее было упомянуто, РЛ редко встречаются в «чистом» виде, чаще всего они носят сочетанный характер, например, клиент с ОКР, относящийся к кластеру С, может сочетаться с тревожно-депрессивным расстройством. 
  3. Понимать схемы (как свои, так и клиента), и какие выводы следуют за ними. Понимание личных, культурных, семейных, религиозных схем клиента позволяют шире смотреть на контекст проблемы клиента и глубже понимать его и проблему. 
  4. Работать над мотивацией клиента в терапии. Терапия должна быть нужна клиенту.
  5. Отслеживать и работать с контпереносными реакциями терапевта.
  6. Вовлекать в терапевтическое пространство родственников клиента. 
  7. Соблюдать четкую и последовательную структуру в терапии. Клиенты с ЛР как правило дезорганизованы, структура и опора на нее носят в том числе терапевтичный характер.
  8. Соблюдение терапевтом условий терапевтического Контракта.
  9. Соблюдение и выдерживание личных границ.
  10. Формировать реалистичные цели и ожидания от терапевтического процесса, учитывая, что клиенты с РЛ (их мышление и поведение) сложно поддаются коррекции ввиду ригидности.
  11. Соблюдать профилактика эмоционального выгорания посредство психогигиены. Как ранее упоминалось, клиенты с РЛ вызывают яркие эмоции у терапевта. 

Несмотря на то, что работа с клиентами с РЛ сложна для терапевта, ее возможно сделать для себя более камфорной при следующих условиях: при верном определении диагноза, понимании схем клиента, соблюдении контракта, четко намеченных целей, соблюдении плана и структуры терапии, отслеживании терапевтом контрпереносных реакций, формировании реалистичных ожиданий от себя как терапевта, клиента и процесса терапии и пр. Метод когнитивно-поведенческой терапии способствует созданию перечисленных выше условий.

Анна Соколова, 2023