Блог& nbsp;Схема-терапия

Схема-терапия

Схема-терапия Джеффри Янга – это форма когнитивно-поведенческой терапии, которая фокусируется на идентификации и изменении дезадаптивных схем и режимов. 

Схемы – это устойчивые убеждения и представления о себе, других людях и мире в целом, которые формируются в детстве и могут привести к проблемам во взрослой жизни.

Эти убеждения запускаются автоматически в нашем сознании, не всегда осознаются и индетифицируются, однако, оказывают огромное влияние на наше самоощущение, наши ожидания относительно жизни и качество наших отношений.

Как развиваются дезадаптивные схемы?

Дезадаптивные схемы начинают развиваются в раннем детстве и продолжают формироваться в течение жизни. Изначально может показаться, что неадаптивные убеждения возникают из-за травматического опыта, бывает и так, создатели метода же убеждены в том, что что схемы формируются, когда одна (или более) из наших основных человеческих потребностей не удовлетворяется. Дж. Янг выделяет пять основных эмоциональных потребностей:

  1. Надежная привязанность к другим людям (включает безопасность, стабильность, заботу и принятие)

2. Автономия, компетентность и чувство идентичности

3. Свобода выражать обоснованные потребности и эмоции

4. Спонтанность и игра

5. Реалистичные ограничения и самоконтроль

Цель схема-терапии – помочь людям распознать свои негативные схемы и сформировать новые, более здоровые способы мышления и поведения. Ключевой целью схема-терапии является возможность идентификации неудовлетворенных потребностей, через выявление схем, для последующего их удовлетворения.

В чем помогает схема-терапия?

Данная форма терапии может быть особенно полезной для людей с хроническими эмоциональными проблемами и проблемами в отношениях. 

Схема-терапия была разработана для работы с людьми с пограничным расстройством личнсти (ПЛР), нарциссического растройства личности (НЛР), а также эффективна в работе с расстройствами пищевого поведения (РПП), посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), зависимостями, перфекционизмом, депрессией и обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР).

На каких теориях базируется схема-терапия?


Схема-терапия основывается на нескольких теориях, включая когнитивную терапию, поведенческую терапию, психодинамическую теорию и теорию привязанности. Когнитивная теория предполагает, что наши мысли влияют на наши эмоции и поведение, и что изменение негативных убеждений и представлений может привести к улучшению эмоционального состояния. Поведенческая терапия фокусируется на изменении негативных поведенческих паттернов, а психодинамическая теория подчеркивает влияние прошлых опытов и травм на формирование негативных схем. Теория привязанности также играет важную роль в схема-терапии, поскольку она помогает понять, какие типы отношений и взаимодействий были установлены в детстве и как они могут влиять на текущие отношения и поведение.

Как работает схема-терапия?

Схема-терапия работает путем идентификации и последующего изменения негативных схем мышления и поведения. Терапевт помогает пациенту распознать свои устойчивые убеждения и представления, а также неудовлетворенные потребности, которые могут приводить к проблемам в жизни. Затем совместно разрабатываются новые способы мышления и поведения, а также способы удовлетворения потребностей, которые помогут пациенту преодолеть негативные схемы и улучшить его эмоциональное состояние и отношения с окружающими.

Терапия может включать в себя использование различных техник, таких как рескриптинг, ролевые игры, «горячий стул» , работа с эмоциями, воображением и т.д. Также важной частью работы в схема-терапии является работа с прошлыми травмами и негативными опытами, которые могли привести к формированию негативных схем. Важным элементом схема-терапии является-терапевтические отношения. Терапевт во взаимодействии с клиентом реализует так называемое «ограниченное родительство», где терапевт демонстриеут хдоровые способы взаимодействия с клиентом, помогая удовлетворить эмоциональные потребности, таким образом формируя новый, более адаптивный родительсткий интроект.

Схема-терапия обычно проводится на протяжении длительного времени, так как изменение схем и режимов, основанных на устойчивых убеждениях и представлениях требует времени и усилий. Однако, результаты работы в данной форме терапии могут быть весьма значительными, имеют устойчивый терапевтический эффект, приводя клиента к улучшению качества жизни.

18 дезадаптивных схем:

  1. ПОКИНУТОСТЬ/НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

 Предполагаемая нестабильность или ненадежность тех, кто доступен для поддержки и подключения.

2. НЕДОВЕРИЕ/ОЖИДАНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Ожидание того, что другие будут причинять боль, злоупотреблять, унижать, обманывать, лгать, манипулировать или извлекать выгоду.

3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Ожидание того, что желание человека получить нормальную эмоциональную поддержку не будет адекватно удовлетворено другими. 

4. СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / ОТЧУЖДЕНИЕ

Ощущение, что человек изолирован от остального мира, отличается от других людей и / или не является частью какой-либо группы или сообщества.

5. ДИФЕКТИВНОСТЬ СТЫДЛИВОСТЬ

 Ощущение, что человек неполноценен, плох, нежеланен или несостоятелен в важных отношениях; или что он был бы нелюбим значимыми другими, если бы его разоблачили. 

6. ЗАВИСИМОСТЬ/НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Вера в то, что человек неспособен компетентно справляться со своими повседневными обязанностями без значительной помощи со стороны других. 

7. УЯЗВИМОСТЬ

Преувеличенный страх того, что неминуемая катастрофа разразится в любой момент и что никто не сможет ее предотвратить.

8. ЗАПУТАННОСТЬ/НЕРАЗВИТАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

 Чрезмерная эмоциональная вовлеченность и близость с одним или несколькими значимыми людьми (часто родителями) в ущерб полной индивидуализации или нормальному социальному развитию.

9. НЕУСПЕШНОСТЬ

Вера в то, что человек потерпел неудачу, неизбежно потерпит неудачу или в корне неадекватен своим сверстникам в областях достижений (школа, карьера, спорт и т.д.).

10. ГРАНДИОЗНОСТЬ/ВЕЛИЧИЕ (ОСОБЫЕ ПРАВА)

 Вера в то, что кто-то превосходит других людей; обладает особыми правами и привилегиями; или не связан правилами взаимности, которые руководят нормальным социальным взаимодействием.

11. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ САМОКОНТРОЛЯ

Повсеместные трудности или отказ проявлять достаточный самоконтроль и терпимость к фрустрации для достижения своих личных целей или для сдерживания чрезмерного выражения своих эмоций и импульсов. 

12. ПОКОРНОСТЬ 

Чрезмерная передача контроля другим, потому что человек чувствует себя принужденным – обычно для того, чтобы избежать гнева, возмездия или покинутости. 

13. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ 

Чрезмерная сосредоточенность на добровольном удовлетворении потребностей других в повседневных ситуациях в ущерб собственному удовлетворению.

14. ПОИСК ОДОБРЕНИЯ

 Чрезмерный акцент на получении одобрения, признания или внимания от других людей или на том, чтобы вписаться в общество, в ущерб развитию надежного и истинного самоощущения.

15. НЕГАТИВИЗМ/ПЕССИМИЗМ

Повсеместное сосредоточение внимания на негативных аспектах жизни на протяжении всей жизни (боль, смерть, потери, разочарование, конфликты, чувство вины, обида, нерешенные проблемы, потенциальные ошибки, предательство, то, что может пойти не так, и т.д.) 

16. ПОДАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ

 Чрезмерное подавление спонтанных действий, чувств или общения – обычно для того, чтобы избежать неодобрения со стороны других, чувства стыда или потери контроля над своими импульсами.

17. ЖЕСТКИЕ СТАНДАРТЫ/ПРИДИРЧИВОСТЬ

Основополагающее убеждение в том, что человек должен стремиться соответствовать очень высоким интернализованным стандартам поведения и производительности, обычно для того, чтобы избежать критики.

18. ПУНИТИВНОСТЬ

Вера в то, что люди должны быть сурово наказаны за совершенные ошибки.

Здесь приведено краткое описание схем, подробнее о схемах читайте в статье “18 дезадаптивных схем. Что нами управляет?”

Режимы

Режимы функционирования схем определяются Янгом как «изменчивые эмоциональные состояния и копинговые реакции, которые все мы переживаем». 

В схема-терапии выделяется четыре режима:

ДЕТСКИЕ ВРОЖДЕННЫЕ РЕЖИМЫ

ДЕЗАДАПТИВНЫЕ КОПИНГОВЫЕ РЕЖИМЫ

ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ РЕЖИМЫ/ КРИТИКУЮЩИЕ РЕЖИМЫ

ЗДОРОВЫЕ РЕЖИМЫ

Подробнее о них, читайте в следующих статьях.