Тесты

ТИПОЛОГИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ» (А.И.БОЖОВИЧ, И.К.МАРКОВА)

Шкалы: познавательные мотивы, социальные мотивы

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Инструкция к тесту

Давай построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное. 

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

ТЕСТ

1. Я учусь для того, чтобы все знать. 
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения. 
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки. 
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи. 
1. Я учусь, чтобы быть полезным людям. 
2. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами. 
3. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей. 
4. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.

ИСТОЧНИКИ

Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова ) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.107.