Тесты

МЕТОДИКА «БЕСЕДА»

Шкалы: представления детей о нравственных качествах

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах.

ТЕСТ

Процедура проведения теста 

Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3-7 лет задают вопросы, например: 

• Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? 
• Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? 
• Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? 
• Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? 
• Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? 
• Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему? 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок: 

• на обобщенное представление о качестве («Жадные… которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»); 
• на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит»); 
• на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»); 
• на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»); 
• на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: “Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки”»); 
• на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»); 
• на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный… он плохой…»); 
• на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»). 

Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например: 

• объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»); 
• название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома “Лего”, поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый»; «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»); 
• неправильная нравственная оценка качества («Скромный – это плохой»). 

Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нравственно-волевых качествах: 

• 3-4 года. Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости. 
• 4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений. 
• 5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый – тот, кто не берет чужих вещей»). 
• 6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. 

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом. 

ИСТОЧНИКИ

Методика «Беседа» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.32-34.